logo

  • Произведения автора - Валерий Федорович Михайлов

В середине 1980-х годов В. Михайлов решил написать документальную повесть. Книга Валерия Михайлова «Хроника Великого джута» — это не только потрясающие душу свидетельства тех, кто пережил голод начала тридцатых, видел собственными глазами картины мора, тысячи и тысячи трупов по всей бескрайней степи, обезлюдевшие аулы, где бродили потерявшие человеческое естество люди, охотившиеся на себе подобных. В документальной повести писатель исследует и называет истинную причину и истинных виновников народной трагедии, он показывает истинное лицо большевистских вождей, их аморальность, преступность разрушающих страну идей и деяний. Многие страницы книги посвящены впервые открывавшимся для русскоязычного читателя фактам жизни и деятельности репрессированной национальной интеллигенции — Ахмета Байтурсынова, Жусупбека Аймаутова, Мыржакыпа Дулатова, Магжана Жумабаева и других. И знаменательно, что впервые «Хроника Великого джута» издана в 1990 году в издательстве «Интербук» внуком Мыржакыпа Дулатова Ерланом Сатыбалдиевым.

******************************************************************

Одним из ключевых произведений В. Михайлова является книга «Лермонтов. Один меж небом и землей». Автор новой книги о Лермонтове, осмысливая судьбу поэта, подробнейшим образом анализирует прежде всего его произведения (в том числе и несовершенные, ранние работы), использует наиболее яркие и авторитетные труды исследователей прошлого, а также философов и писателей Серебряного века, чьи мнения о М. Ю. Лермонтове неизвестны широкому читателю, соглашается и полемизирует с ними. Лермонтов прочитан глубоко и по-новому, что и происходит в тех случаях, когда поэт (Валерий Михайлов) пишет о поэте.

******************************************************************

Книга «Заболоцкий. Иволга, леса отшельница» — первая биография в серии «ЖЗЛ», посвященная великому русскому поэту, замечательному переводчику Николаю Алексеевичу Заболоцкому. Новаторские опыты поэта подверглись жесточайшей идеологической критике. В дальнейшем у него вышли еще три сборника стихов, сильно урезанные цензурой. Испытав на редкость драматическую судьбу (восемь лет заключения в ГУЛАГе), Николай Заболоцкий после долгого вынужденного молчания сумел вновь вернуться к поэзии и создал в 1940–1950-х годах — уже в классической манере — десятки лирических шедевров. Знатоки литературы при жизни ставили Заболоцкого вровень с Тютчевым, Боратынским. А один из наших современников таким образом определил его место в русской литературе: «Боратынский — стал крупнейшим поэтом XIX века в XX, Заболоцкий — станет крупнейшим поэтом XX века в XXI».

******************************************************************

В книгу «Дымящийся свиток» Валерия Михайлова включены большей частью стихи прошедшего десятилетия. Мысль и чувства поэта обращены к историческому пути Родины, к трагическим испытаниям недавнего прошлого. Основная тематическая направленность стихов — самоопределение человеческой души в условиях смены эпох, осмысление духовных потерь и обретений во времена, которые все чаще сравнивают с последними. Некоторые поздние стихи и поэмы В. Михайлова явственно проникнуты апокалиптическими мотивами. Широта и напряженность душевной жизни, запечатленной в книге, в особенности подчеркиваются лиризмом произведений.

******************************************************************

В 2015 году вышла в свет книга «Нурсултан Назарбаев» в соавторстве с Таиром Мансуровым. В этой книге прослеживаются жизненный путь нашего выдающегося современника, его многогранная политическая деятельность, заслужившая всеобщее уважение и признание не только у себя на родине и в Содружестве Независимых Государств, но и во всем мире.

******************************************************************

Книга «Боратынский» Валерия Федоровича Михайлова, посвящённая Евгению Абрамовичу Боратынскому, входит в серию «Жизнь замечательных людей» и представляет собой первую биографию поэта в этом формате. Автор детально воссоздаёт ключевые этапы жизни Боратынского, разделив повествование на две части: «Разуверение» и «Сумерки».

Часть первая охватывает период от детства поэта в тамбовской глубинке до зрелости. Глава «Мара» вводит читателя в атмосферу его ранних лет, где природные образы (снежные степи, весенние оттепели) становятся метафорами внутреннего мира. Далее автор анализирует влияние военной службы («В пажеском корпусе»), личных кризисов («Катастрофа») и творческих исканий («Элегические песни»), подчёркивая, как эти события формировали уникальный голос поэта.

Часть вторая фокусируется на зрелом творчестве: женитьбе, публикации первого сборника, работе в литературных кругах Москвы. Особое внимание уделяется противоречиям между официальной карьерой («Губернский секретарь Евгений Боратынский») и поэтическим призванием, а также эволюции стиля от романтических мотивов к философской лирике.

Книга завершается эпилогом, где автор размышляет о вечности творчества Боратынского, а приложения включают иллюстрации, хронологию жизни поэта и библиографию. Михайлов использует эпистолярные материалы и архивные документы, создавая многогранный портрет «первого элегического поэта Руси».